Таиров Ал-др Як

Таиров Ал-др Як

ТАИ́РОВ Ал-др Як. (1885—1950) — режиссер, актер, реформатор и теоретик т-ра. Род. в семье учителя. Первые сильные театр. впечатления связаны с гастролями бр. Адельгейм. Учась в Киев. г-зии, начал выступать в любит. спектаклях. После окончания г-зии поступил на юрид. ф-т Киев. ун-та, но занятия т-ром не оставил: со сборными труппами ездил по провинции. В 1905 вступил в труппу М. Бородая в Киеве. Во время приезда в Киев В. Комиссаржевской показался ей и получил приглашение в ее т-р. Сезон 1906—07, переведясь в СПб. ун-т, работал в т-ре на Офицерской. Играл Голубую маску в "Балаганчике" Блока, "Нищего в "Сестре Беатрисе" М. Метерлинка, Шаняву в "Вечной" С. Пшибышевского. Несогласный с принципами "условного" т-ра Мейерхольда, покидает Пб., нек-рое время играет в киев. "Новой драме", потом вступает в петерб. труппу 1-го передвижного общедоступного драматич. т-ра, где работает три сезона. Здесь Т. начинает свою реж. деят-ность: ставит шекспировского "Гамлета", где играет Лаэрта, "Эроса и Психею" Ю. Жулавского, "Дядю Ваню" А. Чехова. В этих спектаклях Т. начинает разрабатывать новые принципы по строения сценич. площадки, экспериментирует в области музыки к спектаклю. Уйдя из театра, работает в Риге, Симбирске. В 1911 возвращается в Пб., поступает в Новый драматич. т-р, где много играет и ставит пьесы Л. Андреева, Пшибышевского, Чехова, Б. Шоу. В 1913 заканчивает ун-т и вступает в моск. адвокатуру. Здесь принимает предложение К. Марджанова и становится реж. Свободного т-ра, где ставит пантомиму "Покрывало Пьеретты" и оперетту "Желтая кофта", пробуя себя в новых жанрах.

В 1914 вместе с А. Коонен и группой актеров создает Моск. Камерный т-р — "т-р эмоционально насыщ. форм", к-рый хочет противопоставить как натуралистич., так и "условному" т-ру.

Начальный период деят-ности Камерного театра сам Т. характеризовал как "неореализм". В спектаклях этого периода он стремится к романтич. и трагедийному репертуару, требует от актеров большой эмоциональности и изощренного мастерства. Т. ставит "Сакунталу" Калидасы (1914), "Женитьбу Фигаро" П. Бомарше (1915), "Покрывало Пьеретты" (1916). Наиболее значит. постановками этого периода стали "Фамира-Кифарэд" И. Анненского (1916) и "Саломея" О. Уайльда (1917). С 1917 Т. ставит спектакли "Король-арлекин" Р. Лотара, "Адриенна Лекуврер" Э. Скриба, "Принцесса Брамбилла" по Э. Т. А. Гофману, "Благовещение" П. Клоделя, характеризующиеся некоторой абстрактностью характеров, утверждением вечного смысла проблем Любви и Смерти. Особенно ярко эти темы прозвучали в постановке "Ромео и Джульетты" У. Шекспира.

Переломным моментом в творчестве Т. стал спектакль "Федра" по пьесе Ж. Расина (1922). Т. приблизил пьесу к античности, сделал ее монументальной, выявил филос. смысл.

В следующих постановках — "Гроза" и "Святая Иоанна" — Т. осуществляет подход к "конкретному реализму". Цикл постановок пьес Ю. О’Нила — "Косматая обезьяна", "Любовь под вязами", "Негр" ставит острые проблемы жизни совр. Запада. Блистат. успехом сопровождается постановка "Оптимистич. трагедии" В. Вишневского (1933), в к-рой Т. показал борьбу "между хаосом и гармонией".

Стремление к синтетич. иск-ву ярко проявилось в постановках оперетт Ш. Лекока "Жирофле-Жирофля" и "День и ночь". В 1930 Т. первым из сов. реж. обратился к творчеству Б. Брехта, поставил "Оперу нищих". Выдающимися творческими успехами Т. явились такие постановки, как "Египетские ночи" (по произв. А. Пушкина, Шоу, Шекспира) и "Мадам Бовари" по Г. Флоберу (1940), в к-рых Т. и Коонен утверждали силу духа, нравств. победу женщины, не захотевшей смириться с мещанским окружением. Тяга к волевым характерам, сильной личности определила постановку "военных" пьес "Пока не остановится сердце" К. Паустовского (1943), "У стен Ленинграда" Вишневского (1944), решенных реж. в героико-романтич. ключе.

В своих работах Т. проявился как яркий реж.-новатор. Он первым отказался от привычной коробки-павильона, смело экспериментировал в области света, цвета, музыки, ввел в драматич. действие пантомиму. Поразит. было его умение пользоваться сменой ритма для выявления драматич. конфликта, острой и часто неожид. обрисовки характера. Т. умел достигать подлинно органич. слияния всех выразит. средств т-ра, в результате чего возникал целостный образ спектакля.

Т. создал школу актерского мастерства, добиваясь виртуозности и худож. свободы, безупречного владения внутр. и внешней техникой. В творчестве актера он стремился объединить музыкальность, скульптурность, ритмичность с яркой эмоциональностью.

Новаторское прочтение классики и выдвижение новых идей, не созвучных официальным установкам, с неизбежностью вызывали резкие нападки со стороны идеологов тоталитарного режима, начавшиеся в 1935 и не прекращавшиеся вплоть до 1949, когда Т. и Коонен были изгнаны из Камерного т-ра, а сам т-р вскоре закрыт (в 1950 на его базе организован Т-р им. Пушкина).

Соч.: Записки режиссера, статьи, беседы, речи, письма. М., 1970

Лит.: Головашенко Ю. А. Режиссерское искусство Таирова. М., 1970; Режиссерское искусство Таирова: [Сб. ст.]. М., 1987.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Таиров Ал-др Як" в других словарях:

  • Таиров — фамилия. Женская форма Таирова. Известные носители: Таиров, Александр Яковлевич (настоящая фамилия Корнблит; 1885 1950) российский и советский актёр и режиссёр Таиров, Василий Егорович (2 ноября 1859 23 апреля 1938) учёный, профессор, доктор… …   Википедия

  • ТАИРОВ — Александр Яковлевич (1885 1950), режиссёр, народный артист РСФСР (1935). Сценическую деятельность начал в 1905. Организатор (1914) и руководитель Камерного театра. Один из реформаторов сцены, Таиров стремился к синтетическому театру… …   Русская история

  • Таиров —         Александр Яковлевич [24.6(6.7).1885, Ромны, 25.9.1950, Москва], советский режиссёр, народный артист РСФСР (1935). Творческую деятельность начал в 1905 как актёр, с 1908 режиссёр. В 1913 поставил в Свободном театре «Жёлтую кофту»… …   Большая советская энциклопедия

  • Таиров — ТАГИРОВ ТАИРОВ Отчество, образованное по преобладающей модели русских фамилий (суффиксом притяжательных прилагательных ов) от арабского мужского имени Таир (Тахир, Тагир, Тохир). Этимологическое значение имени чистый . К русским эта фамилия… …   Русские фамилии

  • Таиров, Василий Егорович — Таиров Василий Егорович …   Википедия

  • Таиров Василий Егорович (Георгиевич) — Таиров (Василий Егорович [Георгиевич] родился в 1859 г.) получил образование в тифлисском реальном училище и в бывшей петровской сельскохозяйственной и лесной академии, где окончил курс в 1884 г. Кандидатская диссертация Производство древесной… …   Биографический словарь

  • ТАИРОВ Александр Яковлевич — (1885 1950) российский режиссер, народный артист России (1935). Сценическая деятельность с 1905. Один из реформаторов сцены, Таиров стремился к синтетическому театру преимущественно романтического и трагедийного репертуара, воспитанию актера… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Таиров, Василий Егорович — [20 окт. (1 ноября) 1859 23 апр. 1938] сов. ученый, специалист в области виноградарства и виноделия. В 1884 окончил Петровскую земледельч. и лесную академию в Москве. Труды Т. имели большое значение для развития отечественного виноградарства и… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Таиров, Василий Егорович (Георгиевич) — (род. в 1859 г.) получил образование в Тифлисском реальном училище и в бывшей Петровской сельскохозяйственной и лесной академии, где кончил курс в 1884 г. Кандидатская диссертация "Производство древесной уксусной кислоты в заводах… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Таиров Александр Яковлевич — [24.6(6.7).1885, Ромны, 25.9.1950, Москва], советский режиссёр, народный артист РСФСР (1935). Творческую деятельность начал в 1905 как актёр, с 1908 режиссёр. В 1913 поставил в Свободном театре «Жёлтую кофту» Хезельтона Фюрста и пантомиму… …   Большая советская энциклопедия

  • ТАИРОВ Всеволод Константинович — (1895 1975) Советский авиаконструктор, доктор технических наук (1940), дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965). После окончания МВТУ (1925) работал в КБ А.Н.Туполева — в ЦАГИ и на заводе № 156 (инженер конструктор, начальник… …   Военная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»